Толстой Лев

русский писатель, общественный деятель 2-й половины 19 - начала 20 веков.

Citation
, XML
Авторы

Abstract

Великий русский писатель-реалист, также мыслитель и практический деятель педагогики, общественный деятель.

Толстой Лев

Данные

Лев Николаевич Толстой

1828-1910
Язык творчества: русский
Страна: Россия

Биография

Происхождение

Из аристократической семьи, граф.

Детство

Детство провел в имении Ясная Поляна Тульской губернии, Москве и Казани. Рано осиротел (мать умерла в 2 года, отец в 9 лет), воспитывали опекуны.
Получил домашнее образование.

Юность

Затем в 1844 г. поступил в Казанский университет (при поступлении показал отличные знания «турецко-татарского языка», ещё один экзамен — арабский язык), где до 1847 г. изучал сначала восточные языки, затем юриспруденцию. Конфликты с преподавателями русской истории и немецкого языка мешали продолжению учебы. Попав в это время в больницу в Казани (1847), начинает вести дневник, где, подобно Франклину, ставит себе цели и правила по самосовершенствованию и отмечает успехи и неудачи в выполнении этих заданий, анализирует свои недостатки и ход мыслей и мотивы своих поступков.

Затем 4 года прошли в Ясной поляне, Москве, СПб в попытках вести помещичье хозяйство, самостоятельно изучать юриспруденцию (в 1848 г. в СПб успешно сдал экзамены по 2 предметам на кандидата прав), музыку, английский язык, в светских развлечениях. В 1849 году Толстой впервые создаёт школу для крестьянских детей. Основным преподавателем был Фока Демидыч, крепостной, но и сам Л. Н. часто проводил занятия. Тогда же — с января и весной 1851 года начинает писать «Детство» и пишет «Историю вчерашнего дня».

Военная служба. Начало литературной карьеры

В 1851 г. поступает в армию и отправляется на Кавказ. Служил добровольцем, затем юнкером в 4-ой батарее 20-й артиллерийской бригады, стоявшей в казацкой станице Старогладове, на берегу Терека, под Кизляром. Здесь начал писать, уже в 1852 послал в журнал «Современник» первую часть повести «Детство». Участвует в стычках и походах русских войск на Кавказе. Присвоено звание прапорщика. Перевелся затем (в 1854) в Дунайскую армию в Бухарест, затем, когда началась Крымская война — в Крым. Командовал артиллерийской батареей на Малаховом кургане при обороне Севастополя. В это время написаны «Отрочество», «Юность», «Рубка леса», начал «Севастопольские рассказы» (первый рассказ «Севастополь в декабре месяце»). Сочинение матерной песни о сражении на р. Черной, в которой сатирически изображены русские генералы, затруднило военную карьеру. В конце августа (сентябрь) 1855 послан с донесением в Петербург, где написал еще два «Севастопольских рассказа».

Знакомство с кругом литераторов. Поездки в Европу. Педагогическая деятельность.

До 1857 г. вращается в литературных кругах Петербурга. Особенно близок в это время к Тургеневу. Часто кутит с цыганами. В 1857 г. уезжает в Европу, где посещает (также 1860-1861) Германию, Францию, Англию, Швейцарию, Италию. Кроме семейных обстоятельств (болезнь и смерть в Ницце любимого старшего брата Николая), поездки были вызваны и интересом к опыту образования простого народа (встречался с Прудоном, с рядом деятелей педагогики и образования). Затем Л.Н. создает школы в Ясной Поляне и других деревнях. В 1862 г. Л.Н. женится и сосредотачивается на управлении имением.

Рождение детей. Написание Войны и мира, Анны Карениной. Азбука.

В 1863-1878 г. у него родилось 13 детей.

В то же время в 1863-1869 г. написал «Войну и мир», в 1873-1877 «Анну Каренину».
За 1870-1872 написал Азбуку — учебник для обучения грамоте в начальной школе. Однако она вызвала критику со стороны учителей, плохо продавалась, поэтому была переделана в Новую Азбуку, Арифметику и четыре Русские книги для чтения. На этот раз все они имели огромный успех. В 1872 была опубликована повесть Кавказский пленник, написанная для Четвёртой русской книги для чтения. Она и многие рассказы из Новой Азбуки и Русских книг для чтения являются любимыми многими поколениями произведениями для детей.

Кризис. Конфликт с семьёй и церковью. Толстовство.

Около 1880 г. происходит кризис, в результате которого разрабатывает свое религиозное учение толстовство, в результате приведшее к конфликту с русской православной церковью и семьей. В конце концов конфликт с семьей привел к уходу из Ясной Поляны, чтобы соответствовать требованиям собственного учения. Через несколько дней, 7 (20) ноября 1910, на небольшой железнодорожной станции Астапово (ныне станция Лев Толстой, Липецкая область) Толстой умер от пневмонии.

Биографические ссылки

Lib.ru/Классика: Толстой Лев Николаевич. Интервью и беседы с Львом Толстым

Общественная деятельность

Создание на собственные деньги школ для крестьянских детей (сначала в 1849 г, затем в 1859-62 годах) в Ясной Поляне и прилегающих деревнях, преподавание в них. Издает в 1862 педагогический журнал «Ясная Поляна». Взгляды и педагогическая практика Толстого оказали впоследствии большое влияние на педагогику и просвещение во всемирном масштабе (отказ от телесных наказаний, привнесение личного творчества учеников в процесс учёбы, максимальное уменьшение дидактики и зазубривания материала в процессе учёбы).
Примерно с 1880 г. Толстой сформулировал пять заповедей, которые, как он считал, были истинными заветами Христа и которыми человек должен руководствоваться в своей жизни, и начал их пропагандировать. Вкратце они таковы: не впадай в гнев; не поддавайся похоти; не связывай себя клятвами; не противься злому; будь равно хорош с праведными и неправедными. Учение Толстого включает эти заповеди. Толстой отрицал личное бессмертие и отвергал церковный авторитет, за что был отлучен от церкви; он не признавал в правах государство, поскольку оно зиждется на насилии и принуждении. Отрицал он и всякую частную собственность (отрицал и частную собственность на землю, в связи с чем одобрял идеи американского экономического публициста Генри Джорджа), ибо для ее защиты может потребоваться государственное принуждение и даже насилие. Собственное имение он отписал членам семьи и отказался от гонораров за сочинения. Единственное исключение было сделано для романа Воскресение (1899), доход от которого целиком пошел на помощь духоборам. Фактически он отрекся почти от всех своих сочинений, опубликованных до обращения, считая их никчемными, то есть чуждыми представлению о подлинном значении жизни. Толстой написал ряд статей и книг о религии, войне, патриотизме, государственном принуждении, непротивлении злу насилием и других социальных и экономических проблемах, а также занимался благотворительной деятельностью. Новое учение Толстого привлекало множество последователей, которые становились его учениками, а в некоторых случаях создавали «поселения толстовцев», чтобы общими усилиями жить в согласии с его заповедями. Однако он не доверял столь организованным действиям, так как полагал, что истина, равнозначная счастью, не может быть внушена; каждому человеку дано открыть ее лишь самому – ибо «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк, 17:21). Люди со всего света съезжались в Ясную Поляну, чтобы увидеть и услышать седобородого мудреца. Наиболее значительными публицистическими, мировозренческими произведениями являются Исследование догматического богословия (1879–1880) – критика церкви; В чем моя вера (1884) – обобщение буквально всех накопленных Толстым к этому времени мыслей и сочинений по вопросам религии; Так что же нам делать? (окончено в 1886) – описание наблюдений и переживаний Толстого в московских трущобах и убийственное обличение, вскрывающее причины нищеты в современном обществе; Царство Божие внутри вас (1893), где Толстой доводит до логического предела свои взгляды. Главной мыслью этого трактата является его теория непротивления злу насилием, и, применяя ее к деятельности различных правительств, он приходит к выводу, что все они в сущности аморальны и служат интересам богачей и сильных мира сего, угнетая народные массы посредством воинской повинности, тюремного заключения и собирания налогов. Многие сочинения направлены против того, что Толстой считал общественными пороками или злодеяниями властей: таковы статьи Для чего люди одурманиваются? (1890) – против употребления спиртных напитков и курения табака; Не могу молчать (1908) – обличение царского правительства, чинившего массовые расправы над участниками революции 1905; нередко он призывает к практическим реформам, как в Письмах о Генри Джордже (1897), где исследуется возможность решения проблемы российского землевладения посредством единого земельного налога, предложенного американским экономистом Г.Джорджем.
Неоднократно Толстой выступал против политических репрессий, религиозных преследований и т.п., оказывал конкретную, в т.ч. материальную помощь преследуемым властями, пострадавшим от эпидемий и стихийных бедствий.

Ссылки

Книги и авторы: Севастопольские рассказы Льва Толстого
Книги и авторы: Песня про сражение на реке Черной
Книги и авторы: Два гусара Льва Толстого
Книги и авторы: Метель
Книги и авторы: Семейное счастие Льва Толстого
Книги и авторы: Толстой: Отрывки дневника 1857 года [Путевые заметки по Швейцарии]
Книги и авторы: Лев Толстой О народном образовании
Книги и авторы: Лев Толстой Воспитание и образование
Книги и авторы: Казаки
Книги и авторы: Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?
Книги и авторы: Несколько слов по поводу книги «Война и мир»
Книги и авторы: Война и мир
Книги и авторы: Азбука Льва Толстого
Книги и авторы: Новая Азбука
Книги и авторы: Общие замечания для учителя из «Азбуки»
Книги и авторы: Первая русская книга для чтения
Книги и авторы: Из обсуждения были Льва Толстого Девочка и грибы из Второй русской книги для чтения
Книги и авторы: Черепаха
Книги и авторы: Четвёртая русская книга для чтения
Книги и авторы: Кавказский пленник
Книги и авторы: Охота пуще неволи
Книги и авторы: Волк и мужик
Книги и авторы: Собаки и повар
Книги и авторы: Как мальчик рассказывал про то, как его не взяли в город
Книги и авторы: Об искусстве

О Толстом